Обобщены материалы по биологии и численности глобально угрожаемого подвида клуши Larus f. fuscus на островах Онежского озера, собранные в 1974–2024 гг. Представлена картина распределения птиц по территории, приведены сведения о сроках прилета, гнездовой биологии и послегнездовых перемещениях. Проанализированы многолетняя динамика численности и причины ее изменений. Основные места гнездования клуши находятся в северо-западной шхерной части озера – в Кижских шхерах и Кондопожской губе. Прилет птиц регистрировали во 2–3 декадах апреля, начало откладки яиц – в 1–2 декадах мая. Средняя величина полной кладки 2.47 ± 0.03 яйца (n = 530). Сроки вылупления птенцов колебались по годам в пределах трех недель в зависимости от температур воздуха апреля и мая (rs = –0.53, p < 0.01) и из-за роста весенних температур постепенно сдвигались на более ранний период (на 2 дня за 10 лет). Максимальная численность птиц в Кижских шхерах зарегистрирована в 1985 г. – 210 особей. До конца 1990‑х гг. она снижалась, в 2000‑х – восстанавливалась, но с 2012 г., не достигнув прежнего уровня, вновь сокращалась, упав до 25 особей в 2024 г. Ее межгодовые колебания отрицательно коррелировали с обводненностью территории основного района зимовки клуш восточного подвида – водно-болотного угодья Судд и оз. Виктория (rs = –0.52, p < 0.01). Это косвенно подтверждает предположение о задержке части половозрелых птиц на лето в Африке (Черенков и др., 2014) и указывает на то, что их количество может зависеть от состояния зимовочных местообитаний. Выраженной межвидовой конкуренции клуши с серебристой чайкой не обнаружено: показатели численности этих видов коррелировали (rs = 0.63, p < 0.01), а долговременные тренды имели сходную направленность. Ведущую роль в депрессии численности обоих видов играли локальные факторы, связанные с посещением островов людьми в гнездовой период. Поток водных туристов непрерывно растет, и без усиления охраны сохранение колоний крупных чаек уже вряд ли
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации